Канцлер Фридрих Мерц заявил, что хотел бы разрешить работающим пожилым гражданам зарабатывать до 2000 евро в месяц без уплаты налогов. Этот шаг был предпринят в ответ на стремительно растущие расходы пенсионной системы Германии. А что же пенсионеры?
В возрасте 70 лет Пит Мэй явно нервничает в начале собеседования по поводу работы водителем-экспедитором на неполный рабочий день в немецкой логистической компании, пишет aussiedlerbote.de
«Это немного напряжённо. Но я рад быть здесь». Так сказал бывший солдат и отставной менеджер по логистике. Его синяя рубашка была аккуратно заправленав брюки.
Спустя пять лет после официального выхода на пенсию Мэй снова выходит на рынок труда при помощи специализированного рекрутингового агентства Unique Seniors.
«Я готов приступить к работе немедленно и работать столько, сколько позволит мое тело», — сказал он.
Если бы это зависело от правительства канцлера Фридриха Мерца, многие пожилые люди последовали бы примеру Майе, чтобы помочь быстро стареющей Германии справиться с двойной проблемой: высоким пенсионным бременем и нехваткой квалифицированной рабочей силы.
По данным Министерства труда, к прошлому году расходы на пенсионную систему выросли до 408 миллиардов евро. Это на 60 процентов больше, чем в 2010 году.
В настоящее время пенсионеры составляют четверть населения страны, насчитывающего 83 миллиона человек. И взносов работников уже недостаточно для покрытия расходов на выплату им пенсионных пособий.
Между тем, нехватка квалифицированной рабочей силы привела к тому, что такие разные работодатели, как розничные сети, банки и вооруженные силы, отчаянно конкурируют за привлечение молодых рабочих и стажеров.
Осень реформ
На протяжении многих лет здоровые темпы роста крупнейшей экспортно-ориентированной экономики Европы обеспечивали достаточные налоговые поступления для финансирования щедрого государства всеобщего благосостояния.
В настоящее время эта модель испытывает трудности. Германия уже два года находится в рецессии, борется со структурными проблемами и сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны стран Азии, высокими ценами на энергоносители и новыми торговыми барьерами с Соединенными Штатами.
Мерц утверждает, что государство всеобщего благосостояния в его нынешнем виде стало «непосильным». Это заявление вызвало недовольство его младших партнеров по коалиции из Социал-демократической партии (SPD), традиционной рабочей партии страны.
Министр труда и социальных дел от SPD Бербель Бас ответила с необычной резкостью, назвав подобную риторику «чушью собачьей».
Консерватор и деловой человек Мерц, не испугавшись, спрогнозировал «осень реформ», пообещав принять жесткие меры по ограничению расходов на пенсии и пособия по безработице.
Ещё одна цель консерваторов — заставить больше людей работать дольше. Пенсионный возраст, который сейчас составляет 66 лет, уже постепенно повышается и к 2031 году должен достичь 67 лет.
В прошлом году из 46 миллионов трудоспособных людей более 1,1 миллиона пожилых людей работали дольше 67 лет.
Чтобы предоставить работу большему числу пожилых людей, Мерц хотел бы разрешить «тем, кто может и хочет это делать», зарабатывать до 2000 евро в месяц без уплаты налогов.
Чувствовать себя полезным
Мэй сказал, что он один из тех, кто хочет продолжать работать. И не только для того, чтобы получить дополнительную сумму к своей ежемесячной пенсии в размере 1600 евро.
«Сегодня мне не хватает миссии, ощущения своей полезности», — признался он.
Рут Мария Шулер, специалист по трудоустройству старшего поколения в Институте IW, отметила: «Большинство людей, которые возвращаются на работу после выхода на пенсию, делают это в первую очередь по финансовым причинам».
По ее словам, поэтому она скептически относится к реформе. Ее она называет «налоговой поблажкой» для богатых пенсионеров, которая обойдется государству в 2,8 млрд евро в год.
К 2027 году независимая комиссия должна предложить структурные реформы. Они обеспечат долгосрочное будущее пенсионной системы.
Министр экономики от Консервативной партии Катерина Райхе недавно возобновила дебаты, предложив установить законный пенсионный возраст в 70 лет, что вызвало гнев профсоюзов и SPD.
Бас заявила, что это будет «чистым и простым сокращением пенсий для людей, которые не могут достичь этого возраста».
Экономист Йоханнес Гейер из берлинского института DIW заявил, что выход на пенсию в 70 лет поможет бюджету. Но он может нанести вред работникам. Особенно тем, кто занимается физически тяжелыми видами деятельности.
По словам Гейера, люди в возрасте 60 лет, которым сложнее переучиться, с большей вероятностью останутся без работы.
Руководитель Unique Senior Тобиас Белл заявил, что модель его агентства весьма перспективна, несмотря на некоторые негативные реакции.
«Большинство наших компаний-клиентов продолжают дискриминировать пожилых работников», — сказал он. Хотя опыт показывает, что эта возрастная группа в среднем «более продуктивна и реже отсутствует на работе».
Характерный пример — еще один пожилой работник. Он тоже нашел новую работу с помощью Unique Seniors.
В свои 65 лет Райнер Гунтерманн, официально находящийся на пенсии уже два года, теперь занимается сборкой полупроводников недалеко от Кельна.
Он с гордостью утверждает, что может постоять за себя в команде, где много молодых коллег, учитывая, что он «пунктуален, усерден и никогда не болеет».